Прерванный полет

Станислав Белоконь

МК Станислав Белоконь – 75

Объявляется мемориальный конкурс составления этюдов памяти многократного чемпиона Украины известного харьковского этюдиста Станислава Белоконя (1939-1984). Тема свободная. Установлены призы, почетные и похвальные отзывы. Всем призерам – годовая подписка журнала. Арбитр конкурса – Владислав Тарасюк.

Композиции на диаграммах с полным решением направлять судье-организатору Владимиру Самило до 30.09.2014 по электронному: vlsamilo@gmail.com или почтовому адресу: пер.23 Августа,1-37, Харьков-103, 61103, Украина.

Итоги конкурса будут подведены в 2014 году и опубликованы в журнале «Проблемiст України»

В первом номере журнала «Проблемист Юга» за 1996 год была опубликована статья известного харьковского этюдиста Владимира Самило, посвященная памяти его земляка – самобытного шахматного композитора Станислава Белоконя (1939–1984). Некоторые фрагменты этой работы мы предлагаем вниманию читателей.

Прерванный полет

Во времена Советского Союза имя Станислава Белоконя не сходило со страниц шахматной печати. Стремительный взлет от первой публикации в 1961 году до финала Всесоюзного чемпионата 1965–1966 годов уже тогда говорил о незаурядном даровании этюдиста, вся жизнь которого была связана с Харьковом.

Лишь немногие знали о том, что в десятилетнем возрасте в результате несчастного случая на железной дороге он лишился обеих рук. Заботливость матери, увлечение шахматами, а затем и композицией, стали той нитью, которая связывала его с жизнью, и которой он не изменял никогда.

Станислав Белоконь – этюдист от бога, или, по оценке известного этюдного авторитета Анатолия Кузнецова – шахматный самородок. У него не было этюдных учителей в прямом смысле слова. Однако можно назвать имена тех, чье творчество было ему близким и, так или иначе, повлияло на развитие его дарования. Это прежде всего классики современного этюда Марк Либуркин, Владимир Корольков и Генрих Каспарян, в работах которых фантазия всегда соседствовала со сложностью замысла. Сегодня можно говорить о том, что Станислав имел свой стиль, которому было присуще стремление к удвоенному выражению идеи в форме эхо-вариантов или тематического ложного следа.

А вот что писал рижский журнал «Шахматы» (№20,1984): «Стиль Белоконя романтичен. Его привлекала яркая борьба фигур, соревнование замыслов. Именно борьба, которая стала его девизом и в повседневной жизни, и в творчестве. Лучшие творения Белоконя – этюды масштабные, отличающиеся глубиной замысла. Свои оригинальные находки композитор оформлял тщательно, придерживаясь лучших традиций художественного этюда».

В 70-е годы Станислав Белоконь был ведущим украинским этюдистом: четыре раза подряд он побеждал в чемпионатах республики. В эти же годы он участвовал в финале четырех Всесоюзных чемпионатов. Он также победитель и призер престижных этюдных конкурсов, многие участники которых ощутили на себе его силу аналитика и решателя, умевшего не только искусно конструировать свои замыслы, но и опровергать ошибочные концепции свои коллег.

Велика была тяга у Станислава к творческому общению, быть может, не бросавшаяся в глаза. Его талант составителя искал точки соприкосновения с истинными художниками этюда. Он переписывался с Владимиром Корольковым и Генрихом Каспаряном. Тепло отзывался о творчестве Николая Кралина и очень ценил дружбу с ним.

Станислав не принимал ложь ни в жизни, ни в этюдах – речь идет о «любителях» заимствовать или дорабатывать чужие идеи...

Тот же журнал «Шахматы» писал: «Творчество Станислава Белоконя незаурядно, и его еще предстоит изучить. Поэтому долг близких и коллег – собрать и обнародовать все лучшее из его наследия, сделать творческий образ выдающегося украинского этюдиста достоянием всех любителей композиции»…

По иронии судьбы, а также в силу слишком жестких квалификационных нормативов, действовавших в бывшем Союзе, Станислав имел всего лишь звание кандидата в мастера… Уверен, эту несправедливость можно и нужно исправить. Тем более, что по действующей украинской классификации он заслуживал бы звания гроссмейстер.

Этюдист с такой пронзительно шахматной фамилией Белоконь не давал при жизни автографов, не гонялся за славой, количеством публикаций, которых не так много, как хотелось бы. Не успевал... Он не дожил 2-х месяцев до своего 45-летия.

Владимир САМИЛО

/Files/images/2014-08-25 23-08-56 Скриншот экрана.png

Кiлькiсть переглядiв: 431

Коментарi

Для того, щоб залишити коментар на сайті, залогіньтеся або зареєструйтеся, будь ласка.